«Проще встречать горе и смерть в книге»

Ульф Готфрид Старк

В 2016 году на Книжный Арсенал в Киев приехал знаменитый шведский писатель Ульф Старк.

Про него принято говорить: гений, и известно, что он пишет о самых сложных детских проблемах  так ясно, что даже взрослым понятно. В этом году вышла его книга «Чи вмієш ти свистати, Юганно?». В прошлом – «Диваки і зануди», обе ВСЛ, по одной в год — неплохо, но лучше бы теперь  – хотя бы по две (три),  чтобы успеть прочесть побольше. Мы встретились на Арсенале с писателем, переводила наш разговор жена Старка, профессор Стокгольмского университета Янина Орлов.

Есть у вас любимая книга – из ваших?

Очень трудно выбирать. Это как с детьми, если у тебя много детей, сложно сказать кого из них ты любишь больше. Вот у меня двое детей – и я не смогу сказать вот – это мой любимый ребенок.

Вы пишете и для малышей, и для подростков. Те книги, которые пишете малышам, адресуете родителям?

Мне кажется, что все книги которые я написал, могут читать взрослые, у книг это не зависит от возраста.  Но книжки-картинки конечно  же, взрослые читают детям, адресат книг – дети. Мне нравится, когда то, что я пишу превращается в голоса матери или отца, и к тексту книги присоединяется что-то еще, от матери и отца, личное. Это нечто наводит мосты между ними.

Родителям проще и безопаснее покупать книги из своего детства. Вы пишете другие, новые – об утешении, об одиночестве, книги которые отвечают на важные вопросы, а поговорить не с кем. О сексе. Как сделать так чтобы ваши книги не боялись покупать?

Надо бы написать книгу для взрослых, тогда, может, они перестанут бояться! В Швеции та же проблема: родители хотят защищать своих детей, от всего. Но проще встречать горе и смерть в книге, тогда к этим бедам можно подготовиться, в книге ты можешь усвоить этот опыт.

Есть свод тем, на которые многим родителям трудно, почти невозможно разговаривать с детьми – секс например такая тема. Почему Скандинавская литература первой перестала бояться говорить с детьми не только о смерти но и о сексе?

Такие писатели как Астрид Линдгрен и Туве Янссон обладали детской перспективой, они не писали детям сверху вниз  (назидательно) – они писали прямо, и обращались непосредственно, к детям. Они думали как дети, они старались понимать, как ребенок представляет мир. И в этом процессе ты возвращаешься к своим подростковым вопросам, и ищешь на них ответы. И чем больше думаешь об этом, тем больше понимаешь, как это мучило тебя, когда ты был подростком. Все эти гормоны, это страшное время в жизни человека, и эти изменения надо с кем-то обсудить. И страшно когда взрослый отрицает даже возможность разговора.

Невозможность поговорить о сексе хуже, чем бесконечное одиночество, которое тоже проживает подросток?

Да.

Еще один страх появляется в мире, страх терроризма, страх войны. Шведская литература традиционно стремилась к уходу от разговора о войне, как будет сейчас?

Сейчас другое время, и в Швеции много мигрантов и одиноких детей со страшным опытом. Как это будет проживать литература, сложно сказать. Я уверен что эти книги появятся. Сам я написал книгу про детей из Финляндии, которые были эвакуированы в Швецию во время второй мировой войны. Это книжка-картинка, для довольно маленьких детей. В нашей литературе очень мало писали о войне, о том что происходило тогда. И это моя попытка рассмотреть как же это: отправить своего ребенка в чужую страну, с другим языком, к чужим людям, только бы спасти. Это опыт отрыва и одиночества. Но это и сейчас происходит – одинокие дети-мигранты. Так что можно обобщать опыт. Может быть о войнах проще писать, когда проходит время. Появилось молодое поколение шведских писателей, описывающих войну, это не их опыт. Это опыт их бабушек и дедушек, – может быть. пришло время обратиться к этой теме.

Какая не ваша книга вам нравится?

Эльза Моранте, «История» это итальянский опыт проживания второй мировой войны.

Вы говорите о двух голосах, когда родители читают книги детям, всегда звучат голос родителя и ваш, но ваш голос (даже голоса – и ваших героев) ведущий в этой симфонии. Это вы проводник и двигатель истории.

Да, они существуют внутри меня, мне 72 года, я все время пишу для детей, все голоса моих героев живут и резонируют во мне.

24 апреля 2016 года

Текст: Вика Федорина

На следующий год, 13 июня 2017 года Ульф Старк умер, спасибо счастливой случайности, благодаря которой произошел этот разговор.

Возможно вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *