Манга по-украински: робот vs человек

«Привид в обладунку»

Кто из нас независим от смартфонов, соцсетей и прочих цифровых новшеств? Наверное, немногие. Гаджетизация современного человека настолько заполняет все его пространство, что скоро отличить homo sapiens от робота будет сложно. Где машинный интеллект, где — бессмертная человеческая душа?

В конце 1980-х Масамунэ Сиро, известный как мангака (в японской культуре это человек, который рисует комиксы) выпустил «Призрака в доспехах» в жанре серьезной научной фантастики. В центре сюжета — Девятый отдел, ведущей борьбу с кибертерроризмом в Японии середины XXI века. Технологии подчинили себе все сферы жизни, самые опасные преступники переместились в виртуальное пространство, киборг-гибрид, стоящий во главе элитного подразделения полиции, идет по следу хакера… Существует уже несколько экранизаций этой манги, последняя вышла в 2017 году, главную роль в ней сыграла Скарлетт Йоханссон. 

Режиссер Дмитрий Захоженко встроил это произведение в украинский контекст и поставил спектакль «Привид в обладунку» в Театре на Печерске. И представил зрителю возможную версию «цифрового человека».

Вкратце про сюжетную линию: некий хакер по прозвищу «Кукловод» пытается повлиять на политическую жизнь. Спецподразделение полиции, так называемый «9-й Отдел» Министерства Общественной безопасности, используя технические инструменты разного калибра, пытается выявить хакера. 

«Привид в обладунку»

Перед зрителем предстают разные герои из «общества». Все они для Девятого Отдела — подозреваемые. Это Бато  в исполнении Игоря Рубашкина, это  «майор» Мото Кусанаги  (Екатерина Шенфельд). Майор — то ли девушка, то ли бесчувственный робот. В ней сосуществуют две периодически доминирующие в разных обстоятельствах субстанции. Екатерина — разноплановая актриса и достаточно экспрессивная, автор этих строк видела ее в разных спектаклях и театрах. В этой роли у актрисы чересчур маловато возможностей задействовать свои средства выразительности, если не на полную, то по максимуму в заданных обстоятельствах.

Ее партнер по сцене — Игорь Рубашкин — в разных эпизодах органично вписывается и коррелирует с реальностью манги. Для зрителя он —  свой, человек с улицы: рюкзак-знак курьера службы доставки и слегка недоумевающий взгляд при виде очередных заказчиков. Он — символ нового карантинного времяпровождения, иногда бессмысленного и беспощадного. И беспардонного, врывающегося в нашу жизнь, как и сам курьер. 

Один из нас, и в то же время Подозреваемый полицией по-философски рассуждает про урбанизацию Украины вообще, и в частности, столицы. Такие «монологи-размышлизмы» для чувака, приехавшего из Винницы, словно спасательный круг в поисках места под солнцем.  «Киев, Одесса — все село…Украина — это большие села. Заселили города, получили паспорта…», — говорит Руслан Сокольник устами своего персонажа. Он произносит это с иронией и легким стебом, обращаясь мысленно к каждому зрителю. Урбанизация — это поглощение человека, теряющего свое «я».

Не всем доступно оставаться самим собой, сохраняя личностное право на самовыражение, несмотря на мнение окружающих. «Я живу в пространстве. На несколько квартир. Киев для меня — и робота, и место для души», —  рассказывает свою «альбомную историю» Подозреваемая в исполнении Екатерины Кистень. Без лукавства — Кистень игрой и профессионализмом вживляет тот самый  недостающий чип-импульс спектаклю. Ее первое появление на сцене в образе робота-гейши — нарочито гиперболизировано с точки зрения бессознательной культуры потребления и вытеснения какой-бы то ни было частички души человека. Масса микросхем, чипов и черт знает чего еще, встроенных в нее, способны умертвить любое человеческое существо и контролировать каждое наше действие и движение.

 Ее героиня — с инфантильной непосредственностью не скрывает своей ностальгии по эпохе без телефонов: «тогда было нормально». А сейчас все эти гаджеты загоняют нас всех в рамки, в которых нас даже называют  не по именам, а по номерам. 

Спектакль в жанре киберпанк, по сути, — своеобразный сигнал и диагноз обществу, поставленный достаточно лояльно. Homo sapiens преподносится тут как один из этапов неотвратимой эволюции, но вопрос: кто победит —  человек или технологии,  в финале остается открытым.

Ирина Голиздра.

Фото предоставлено Театром на Печерске.

  • Что: спектакль «Привид в обладунку»
  • Где: Театр на Печерске, ул. Немировича-Данченко, 5
  • Ближайшие спектакли 15 и 16 июня, билеты тут.
Підтримайте нас, якщо вважаєте, що робота Дейли важлива для вас

Возможно вам также понравится

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *