«Это вымышленная вселенная, в ней все со всеми могут пересекаться. На самом деле, вымышленная вселенная — это классная штука, сам ее создаешь, сам в нее немножко веришь».
Kyiv Daily рассказывает о том, что придумал (сочинил и нарисовал) художник Влад Крышовский в серии «Бока Хуніорс» — выставка откроется 9 июля в киевском ресторане «Барвы». Организовал ее Александр Журавлев, а значит открытие ровно в 19:15.
Что вы предпочитаете — графику или живопись?
— Как художник-самоучка (а я учился самостоятельно, уже взрослым), я начинал с графики. Сначала были карандаши, линеры, маркеры. Потом к ним добавились акрил, масло. Потом я вернулся обратно, к графике и чернилам. Очень люблю писать чернилами на бумаге. Сейчас я кайфую от того, что моя живопись на больших полотнах определенно графического типа. В общем, все смешалось.
Что значит «учился самостоятельно»?
— У меня нет художественного образования, я не учился в художественной школе-институте-академии. Мой брат художник, в детстве я очень любил рисовать, потом в какой-то был момент бросил, совсем.
Лет пять назад начал рисовать… жена мне подарила альбом и карандаши, и я начал этим заниматься.
Я смотрела видео, — сначала были сняты детали — перчатки, краски, кукла… потом вы стали рисовать куклой. Голову куклы превратили в кисть, а это напоминает технику рисования веником Олега Голосия. Вы наверняка об этом читали?
— Нет, про рисование веником не читал. Мне просто иногда хочется (неопределенный жест — прим. ред.) рукой размазать (или ногой, не важно чем) — это быстро приведет к тому эффекту, которого я добиваюсь. Этот эффект должен быть немного брутальным, в нем должно быть что-то неожиданное. Словом, иногда я иду за какой-то энергией, и этот путь должен чем-то закончится, и я не всегда знаю, чем.
Факт рисования, творчества у вас всегда связан еще с рассказом, с подписью?
— Сюжеты самых первых работ были вдохновлены моими же рассказами. Рассказы я пишу со времен школы. Такие — коротенькие, смешные. Ими я и вдохновлялся. Потом это изменилось: некоторые короткие рассказы я писал уже для описания картин. Сейчас я пришел вот к чему — я мыслю живописными сериями, и для каждой создаю в голове некую вселенную. Вселенную со своими законами, идеями, героями.
Что главнее — текст или картинка?
— Наверное, идея. Мне нравится какая-то идея, я придумываю вокруг нее вселенную, и описываю ее.
Вы сейчас говорите про конкретную вселенную Хичхайтера?
— Тогда это была проба пера, это была большая история. Сейчас я пришел к тому, что любая концепция должна описываться одним-двумя предложениями. Это раньше мне хотелось все написать — образ — динамику — концепцию. Чтобы можно было сесть, чаю попить, рассказать. Сейчас я пришел к тому, что нужно упрощать, все должно быть понятно из одного предложения. Если много пишешь и не знаешь, как развить свою историю, наверное, самому с ней не все ясно.
То есть, надо снимать мультфильм.
— Наверное.
Кто вы по образованию?
— У меня два образования, по первому я инженер авионики, я закончил Авиационный институт, системы управления. Предполагается работа с системами обслуживания самолетов, управление полетами. Мы там не строили крыльев, ничего подобного. А второе образование — это психология, психотерапия.
Вы были практикующим психологом?
Да, первичные консультации. Ну и плюс, у меня была терапевтическая практика, пока я учился психотерапии. У меня специальность — гештальт-терапия.
Это я просто пытаюсь понять, откуда эта необходимость — взять кисть или карандаш, рассказать и показать историю. Книжки?
— Наверное. Но я мало читал — я любил писать, при этом мало читал художественную литературу, мне она была понятна, я слишком быстро угадывал сюжет. А читать я стремился технические, исторические книги.
Если бы я не пришел к живописи, я бы писал рассказы. Мое желание куда-то двигаться не зависит от техники.
Если бы вы писали книги, в каком жанре вы их писали бы? Научная фантастика?
— Мне нравится такое определение: абсурдно-маргинальная проза.
Что можете сказать о жанровой принадлежности вашей живописи?
— Есть популярное направление ар-брют, но мне больше всего нравится искусство аутсайдеров, есть такое, — аутсайдер-арт. Брутальное, со своими какими-то внутренними чертиками.
Какие задачи перед собой ставите?
— Привлечь внимание. Ну ладно — это нарциссизм. Мне важно, когда мне самому весело. Я заканчиваю работу, смотрю и думаю: «какой бред смешной», — и от этого кайфую. То есть для меня главное — эмоция. Для кого-то в изобразительном искусстве главное — голова, для меня это эмоция.
Вы рисуете сериями. Вы их заканчиваете или забрасываете, забываете?
— Сейчас будет выставка — «Бока Хуніорс», есть еще серия — «Портреты святых», и есть еще серия, посвященная лошадям. Я их делал примерно параллельно, никто их еще не видел.
Что будет выставлено в «Барвах»?
— «Бока Хуніорс». Слоган этой серии звучит так: «В то время как некоторые люди исчезают со спортивных площадок, автор отправляется в вымышленную вселенную, на планету, где кто-то неизвестный собрал величайших спортсменов». Естественно, это некая отсылка к каким-то фантастическим фильмам.
Это будут живые спортсмены? Или Аллея славы?
— Как бы аллея славы, со своей эстетикой, со своими героями. Кто-то может спросить: «Мы знаем этих спортсменов?» Я отвечу: «представим, что кто-то знает, что этот человек станет величайшим спортсменом через десять лет, а сверхразум забирает его в тот момент, пока он никому неизвестен. И где-то там он блистает».
И тут фантастика. Как эта история будет пересекаться со святыми?
— Это вымышленная вселенная, в ней все со всеми могут пересекаться. На самом деле, вымышленная вселенная — это классная штука, сам ее создаешь, сам в нее немножко веришь.
Бывает так, что персонажи из одного проекта переходят в другой?
— Да без проблем. Главное — это объяснить себе, внутренние связи и мифология мира подстроятся. Они могут быть очень логичными, похожими на наши, человеческие, а могут в чем-то казаться (или быть) бессмысленными.
Какие вы перед собой ставите задачи?
— Наверное, моя внутренняя задача… она все время чуть-чуть меняется. Я ищу золотую середину, я хотел бы получать удовольствие от процесса — от того, что и как я рисую. И от результата — того, как это должно в конце-концов выглядеть. Сейчас мне нравятся пятно, линия, мне хочется играть в это. Плюс добавить к пятну и линии каких-то смешных героев.
О чем нравится говорить художнику Крышовскому, когда его работы обсуждают?
— У меня есть пара друзей, они заходят, смотрят на работу, не нужно отвечать на вопрос «что тут нарисовано», они просто говорят — «классно». Или — «не классно». У меня есть товарищ, который может сказать: «Слушай, мне это не нравится» и одновременно предложить то, что нужно сделать, и оно ложится.
То есть, диалог с художником предпочтительнее диалога со зрителями и покупателями?
— Если покупатель интересный, он тоже все понимает, на самом деле, его не нужно развлекать.
А если зритель видит явно не то, что вы?
— Мы живем в мире, в котором есть очень много художников, они пытаются найти какие-то новые концептуальные решения, какие-то невероятные сюжеты. В этом так много философии, так много концепта… Мне это не интересно, я от этого устаю, и пытаюсь быть простым, я хочу сохранить за собой право на небольшой стеб.
Текст: Вика Федорина
- Что: «Бока Хуніорс» Живопис Влада Кришовського.
- Организовал выставку Алик Журавлев
- Где: ресторан Barvy, Мечникова, 3
- Когда: 9 июля — 4 августа во время работы ресторана