18 января в Киеве при поддержке S.T. ART Foundation пройдет концерт-презентация проекта «Український Квінтет» — в Национальной Филармонии прозвучат произведения легендарных укранинских композиторов Бориса Лятошинского, Валентина Сильвестрова и Виктории Полевой.
Пять украинских музыкантов, — Богдана Пивненко, скрипка, Тарас Яропуд, скрипка, Екатерина Супрун, альт, Юрий Погорецкий, виолончель, Ирина Стародуб, фортепиано, — объединились для записи квинтетов Бориса Лятошинского, Валентина Сильвесторова и Виктории Полевой.
Запись была осуществлена при поддержке Украинского культурного фонда и отправлена во всемирно известный лейбл Naxos Records, издавший компакт-диск «Український Квінтет» (звукорежиссер — Андрей Мокрицкий, продюсеры — Дмитрий Яблонский, Татьяна Швед (Бескоровайная), проектный менеджер — Дарья Сипигина). Альбом будет претендовать на премию «Грэмми».
Композитор Виктория Полевая рассказала Kyiv Daily о своем «Симург»-квинтете — о том, как он «устроен», его музыкальной ткани.
О «Симург»-квинтете. История птицы – сказочная, а Квинтет – очень системный, очень ясный, как высшая математика. Как это в тебе сочетается?
— Эти две вещи, сказочность и логика, по-моему, сочетаются прекрасно. Логика в сказках всегда совершенно очевидна.
Но она же — особенная.
— Особенная. И тем не менее, возьмем любую классическую сказку, и увидим, что все логические инструменты в ней присутствуют. Тут же (в Квинтете) на самом деле речь идет не о сказке, а об особом процессе. Симург —это символ пути, внутреннего путешествия — он — об алхимическом преобразовании материи. Логика всех этих стадий очень четко присутствует от первого, Nigredo*, к последующим. Да, я взяла метафору Симурга как метафору поиска философского камня. И все стадии пути этого существа – это есть работа над «составом» собственной личности. С одной стороны, это музыкальная материя, с другой стороны — это духовная ткань живого существа. Симург – это символ освобождения от материального.
Метафора?
— Метафора внутреннего развития личности. То-есть, вещество – это «я». Это – личная история. В композиции я все время работаю над собой, в мой музыке нет других элементов. В любом случае, эта метафора не имеет внешних признаков, но я могу привлекать в свое повествование весь мир, все, что мне угодно. Могу не привлекать.
Все вещества, мысли, душевные порывы, которые наполняют композитора Викторию Полевую – это ее мир и явление этого мира слушателю?
— Музыка — это мое самопознание.
И это не эгоизм, а поиск ответов на важные вопросы: как, например, жить?
— Ну… да. А еще наблюдение: как я меняюсь? Это, наверное, самое главное — что мной движет? Что я привлекаю себе в помощь, для того чтобы не погибнуть вместе с переменами? Потому что все стадии этого делания – перемены, причем трагические. Nigredo, albedo, rubedo… эти переходы, – это же малые смерти, это наблюдение за воскрешением, тут все понятно.
Это следование намеченному пути?
— Нет. Это очень важный момент. Какие-то механизмы работают в нас помимо нашего стремления. Я в процессе сочинения музыки начала распознавать эти механизмы – и это то, что я обозначаю стадиями Делания. Я уже давно заметила, что, когда я сочиняю музыку, во мне нечто происходит.
То есть, вещество работает само по себе?
— Вещество в тебе работает в любом случае, отдаешь ты себе в этом отчет, или нет. Называешь все своими словами, или нет.
Это же очень больно – наблюдать за этими изменениями.
— Это и есть работа художника. Что еще делать художнику? На нем всегда «содрана» кожа. Он не просто это осознает, но и жаждет этого, иначе он не живет. Это его способ – жить сложной жизнью в себе.
«Симург-квинтет» воспринимается как что-то очень спокойное, очень светлое и дающее надежду.
— Да, потому что я, безусловно, надеюсь и на совершенство, и на вспышку огня, которая возможна.
Вспышку чего-то божественного?
— Да. Вдохновения, на самом-то деле. Наверное, какие-то элементы мне доступны. Но каждое настоящее произведение – это заброс в будущее: заглядывание за горизонт, который все время отдаляется. Большое произведение – это всегда надежда на то, что все возможно.
Когда ты слушаешь свою музыку, какие чувства испытываешь?
— Я стараюсь не переслушивать свою музыку. Мне достаточно одного высказывания. Потом это – уже работа, я отдаю ее и отдаляюсь, меня в этом уже нет. Это как ребенок, которого ты отпускаешь, и он живет своей жизнью.
А как устроена эта внутренняя кухня? Что должно тебя наполнить наполнить для высказывания?
— У меня должно быть полное сердце. А чем оно может быть наполнено? Любовью или болью. Если оно не наполнено, нет смысла и приступать. Иногда какие-то вещи я слышу, но основное – не разум — сердце.
Тебе нравится проводить время наедине с собой?
— Нравится, и я живу в одиночестве. Но это одновременно и тревожит. «Человеку быть одному – это может быть хорошо лишь на какое-то время». Музыка – это тоже система внутренних отношений.
Прокладывание мостов?
— У меня были и такие мотивы. Музыка – это мой способ изъясняться в любви миру. Казалось, что на этот призыв я получу ответ, но это скорее всего, иллюзия. Но, знаешь, на самом деле, кто-то ведает «заполнением» сердца. Это — не моя забота и не моя ответственность. Это недавнее мое наблюдение: я поняла, что я в принципе не должна брать на себя ответственность за некоторые вещи – они все равно происходят.
*Алхимики называли производство философского камня великим деланием. Процесс состоял из трех стадий: разложения (нигредо), возрождения (альбедо) и окончательного совершенства (рубедо). Каждой из этих стадий соответствовал определенный цвет: соотвественно — черный, белый и красный.